Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.58.71.003
УДК: 378.1
ББК: 74.480
Елена Борисовна Быстрай ORCID
Профессор, ЮУрГГПУ, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Марина Геннадьевна Заседателева ORCID
ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Татьяна Валентиновна Штыкова ORCID
доцент, ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АВТОНОМНОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПЕДВУЗА
Аннотация

Введение. Статья посвящена рассмотрению понятия «автономное обучение» в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Особое внимание уделено изучению проблемы развития умений учебной автономии у студентов факультета иностранных языков. Цель статьи – описать процесс формирования навыков автономного обучения у студентов при обучении иностранному языку, теоретически обосновать и показать его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по проблеме в трудах отечественных и зарубежных ученых, нормативно-законодательных актов Российской Федерации о высшем профессиональном образовании; метод педагогического проекта, диагностические методики, включающие наблюдение, анкетирование, тестирование, методы обработки данных.

Результаты. Результаты педагогического эксперимента выявили, что показатели сформированности навыков автономного обучения экспериментальной и контрольной групп имеют отличия. В экспериментальной группе после формирующего эксперимента у студентов наблюдался более высокий уровень сформированности навыков автономного обучения, чем у студентов контрольной группы, где занятия проходили по стандартной программе. Анализ результатов педагогического эксперимента подтвердил, что формирование навыков автономного обучения у студентов факультета иностранных языков возможно при проектировании процесса обучения.

Обсуждение. Подчеркивается, что формирование навыков автономного обучения студентов факультета иностранных языков будет эффективным, если спроектировать процесс автономного обучения студентов при обучении иностранному языку и если процесс формирования навыков автономного обучения у студентов реализовывать по следующим этапам: подготовка, тренировка, практика, самооценка.

Заключение. Педагогический эксперимент показал, что в экспериментальной группе, где проведен формирующий эксперимент, отмечены значимые качественные изменения, в отличие от контрольной группы, в которой эксперимент не проводился.

Ключевые слова

автономное обучение, иностранный язык, студенты вуза, иноязычное обучение, навыки, мозговой штурм, дебаты, дискуссия, обучение по станциям, тур по галерее, дневник обучения

Основные положения

спроектирован процесс формирования навыков автономного обучения у студентов факультета иностранных языков

Цитировать публикацию

Быстрай, Елена Борисовна  ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АВТОНОМНОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПЕДВУЗА [Текст] / Елена Борисовна Быстрай, Марина Геннадьевна Заседателева, Татьяна Валентиновна Штыкова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  3. — С. 40-54. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.58.71.003.

Библиографический список

1. Семантика устойчивого развития как основа лингвистического образования в РФ и СНГ / И. И. Халеева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. М.: МГЛУ, 2014. № 698. С. 9-14.

2. Marc Smasal M. A. Lernstrategien im Fremdsprachenunterricht. Ein Workshop für die fächerübergreifende Aus- und Weiterbildung von Fremdsprachenlehrkräften // Universität Kassel: Fachbereich 02, Institut für Anglistik/Amerikanistik Fremdsprachenlehr- und lernforschung, 2010. №2. P. 171-188 (на немецком).

3. Tönshoff, Wolfgang Christ, Herbert Krumm, Hans-Jürgen Lernerstrategien // Handbuch Fremdsprachenunterricht. Tübingen und Basel: A. FranckeVerlag, 2013. 581p. (на немецком).

4. Helmut J. Vollmer, Herbert Krumm, Hans-Jürgen Fremdsprachendidaktik im Aufbruch: Zwischen Selbstverständnis und Fremdverstehen //Pluralität und Bildung. Wiesbaden, 2008.
№ 34(7). P. 213-234 (на немецком).

5. Schmenk, Barbara Bildungsphilosophischer Idealismus, erfahrungsgesättigte Praxisorientierung, didaktischer Hiphop. Eine kleine Geschichte der Lernerautonomie // Profil. 2010. №2. P. 11-26 (на немецком).

6. Nodari C., Steinmann C. Lernerautonomie. Lernerautonomie. In H.-J. Krumm, G. Ungeheuer, & H. E. Wiegand (Hrsg.) // Handbücher zur Sprach- und Kommunikationswissenschaft. Berlin, 2010. 216 p. (на немецком).

7. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии / Н. Ф. Коряковцева // учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». М.: Академия, 2010. 192 с.

8. Перспективные направления развития вузовской методики преподавания иностранных языков / Е. Н. Соловова // Вестник МГИМО Университета, 2013. №6 (33). С.67-70.

9. Личностно ориентированный подход как основа учебной автономии / Е. Е. Бухтеева [и др.] // Среднее профессиональное образование, 2014. № 12. С. 38-40.

10. Райсвих Ю. А. Личностная функция самообразования бакалавров педагогики: аксиологический аспект / Ю.А. Райсвих [и др.] // Иностранные языки: лингвистические и методологические аспекты. 2018. №4. С. 9-15.

11. Методологические основы обучения иностранным языкам : учебное пособие /
С. Л. Мишланова [и др.]. Челябинск: Цицеро. 2018. 167 с.

12. Концепция преподавания иностранных языков в общеобразовательных организациях в рамках «Московского стандарта качества образования» / Н. Ф. Коряковцева,
И. А. Краева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2015. №715. С. 9-20.

13. Формы автономного обучения в техническом вузе в группах ESP (английский для специальных целей) / Т. Д. Маргарян // Гуманитарный вестник. 2014. №2(16). С. 10.

14. Коммуникативное взаимодействие в процессе подготовки бакалавров педагогического образования: аксиологический подход / Е. А. Бароненко [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 7. С. 30-35.

15. Профессиональная межкультурная коммуникация как общеевропейский инструмент в проектировании единого образовательного пространства / В. В. Сафонова //
СОТИС – социальные технологии, исследования. 2017. №4(84). С.21-29.

16. Актуализация профессионального контекста ситуативной направленности как одно из условий подготовки будущих учителей к межкультурному общению / О. В. Мухаметшина [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 5. С. 24-29.

17. Создание условий для реализации коммуникации на уроке иностранного языка / Л. А. Белова [и др.]. // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования. Кемерово. 2017. С. 37-41.

18. Использование методов В. Маттеса для развития коммуникативной компетенции студентов, изучающих немецкий язык / А. В. Слабышева [и др.] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5-3 (71). С. 204-206.

19. Развитие учебной автономии студентов неязыковых вузов при обучении иноязычному общению / Е. А. Насонова. // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2009. №4. С. 318-322.

20. Развитие учебной автономии студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе / В. В. Борщёва [и др.] // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014. № 1. С. 43-48.